Освоение технологии развития критического мышления на уроках музыки

В настоящее время общеобразовательная школа выступает в качестве того общественного учреждения, которое самым непосредственным образом отвечает за качество человеческой истории. В центре современной образовательной системы — полноценное личностное развитие в максимально возможном диапазоне роста индивидуальных психологических ресурсов обучающихся.

Такой подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности.

Цель школы – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. В этой связи возрастает актуальность музыкального воспитания детей, его значение для развития общих психических свойств человека.

Новизна современной педагогической практики преподавания музыки характеризуется изменением педагогической технологии с переориентацией её на развитие ребенка, на его раскрытие и утверждение. Меня заинтересовала именно технология критического мышления как элемент развивающего обучения.

По поводу определения понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок: с одной стороны, оно ассоциируется с негативным, так как предполагает спор, дискуссию, конфликт; с другой стороны, объединяет понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление». Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание как в стандартной, так и нестандартной ситуации. Ведущим направлением деятельности в критическом мышлении становится поиск оптимальных путей решения поставленной задачи с привлечением уже известных знаний умений и навыков, а также поиск недостающего для решения знания и умения. По мнению И.И.Ильясова критическое мышление характеризуется конструктивностью, гибкостью, открытостью, умением планировать и анализировать собственную деятельность. В известном смысле, критическое мышление предвосхищает творческое, дает для него импульс, обеспечивает общественную значимость творческого продукта. Работа в технологии критического мышления приобретает на сегодняшний день особое значение в формировании личности школьника, обеспечивает успешность его деятельности в будущем.

Важнейшим условием для развития критического мышления является создание проблемных ситуаций в процессе обучения. Потребность в критическом мышлении возникает тогда, когда мы сталкиваемся со сложными ситуациями выбора, которые требуют тщательного обдумывания и оценки. Характерной особенностью этого типа мышления является то, что процесс рассуждения нестандартный, нешаблонный, отсутствует готовый образец решения. Проблемность обеспечивает внутреннюю мотивацию учебной деятельности учащихся, побуждает преподавателя ознакомить учащихся с правилами критического мышления; требует использования проблемных методов обучения и интерактивных занятий, а также ориентирует на письменное изложение решений задач и организацию осмысления этих решений. А это значит, что результатом обучения через критическое мышление выступают личностные изменения учащихся, то есть их развитие: они перестраивают свой опыт, получают новые знания и способы решения проблемных задач.

Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.

I. Стадия вызова. Пробуждение интереса к предмету.

Задачи:

  • Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом.
  • Пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету.
  • Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.

II. Стадия реализации смысла. Осмысление материала во время работы над ним.

Задачи:

  • Помочь активно воспринимать изучаемый материал.
  • Помочь соотнести старые знания с новыми.

III. Стадия рефлексии. Обобщение материала, подведение итогов.

Задачи:

  • Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.
  • Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока – они не представляют исключительной новизны для учителя. Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Различных приемов и методик, применяемых на каждой стадии очень много. Я остановлюсь на тех, которые можно успешно применять на уроках музыки, начиная уже с младшего школьного возраста.

Составление кластера

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Кластер — это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Последовательность действий проста и логична: ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

  • Не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;
  • Продолжать работу, пока не закончится время или идеи не иссякнут;
  • Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Например, в теме «Песня – верный спутник человека» в 5 классе в начале урока был составлен кластер «Песня». В ходе обсуждения учащиеся самостоятельно сформулировали понятие, запомнили и поняли его. Учащиеся сделали это понятие «близким» для себя.

Данный кластер дополняется категориями на стадии осмысления и расширяется на стадии рефлексии.

Толстые и тонкие вопросы

Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация пройденного.

Тонкие вопросы Толстые вопросы
Кто…
Что…
Когда…
Может…
Будет…
Мог ли…
Как звали…
Было ли…
Согласны ли вы…
Верно…
Дайте объяснение, почему…
Почему вы думаете…
Почему вы считаете…
В чем разница…
Предположите, что будет, если…
Что, если…

Рекомендации по использованию толстых и тонких вопросов.

После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь – ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники. При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие – только один. Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы.

Приведу пример использования этого приема на уроке музыки в 5 классе по теме «Хоровая музыка». Прием использовался на стадии вызова, учащиеся работали в малых группах.

Тонкие вопросы Толстые вопросы
Сколько человек в хоре?
На сколько голосов делится женский хор?
Можно ли песню исполнять хором?
Можно ли романс исполнять хором?
Дайте объяснение, почему появилась хоровая музыка?
В чем заключается разница между хоровой музыкой и сольным исполнением?
Предположите, что будет, если люди перестанут петь хором?

Метод «Знаю – Хочу узнать – Узнаю» (З – Х – У)

Этот приём применим для чтения или прослушивания нового материала. Учащимся предлагается начертить таблицу из трёх колонок: «Знаю /хочу узнать / узнал». Такая же таблица находится и на доске.

В колонку «Знаю» заносится известная информация по заявленной теме (после обсуждения темы).

В колонку «Хочу узнать» заносятся спорные идеи и вопросы, всё, что учащиеся хотят узнать по данной теме.

В колонку «Узнал» учащиеся записывают всё, что они почерпнули из текста, после изучения нового материала. Ответы располагаются параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию надо расположить ниже. Затем идёт обмен соображениями со всей группой. Итоги заносятся в колонку.

Знаю Хочу узнать Узнал

Ниже представлен пример таблицы на уроке в 8 классе по теме «Современна ли музыка И.С.Баха». По этой таблице учащиеся работали на протяжении всех стадий урока.

Знаю Хочу узнать Узнал
Иоганн Себастьян Бах – немецкий композитор.
Годы жизни Баха – 1685 – 1750
Любимейшим инструментом Баха был орган.
Музыка Баха многоголосна.
Семейное положение Баха (сколько было жен, детей…)
Имел ли популярность при жизни.
Много ли зарабатывал денег.
Долго ли Бах учился играть на органе.
Почему до сих пор люди слушают музыку Баха?

Синквейн»

Происходит от французского «cing» — пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Правила написания синквейна:

1строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;

2 строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;

3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;

4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5 строка – одно слово, синоним к первому слову, на эмоционально — образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Синквейн может быть предложен учителем, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии. Как показывает опыт, синквейны могут быть очень полезны в качестве:

  • инструмента для синтезирования сложной информации;
  • способа оценки понятийного багажа учащихся;
  • средства развития творческой выразительности.

Примеры синквейнов, составленных учащимися:

Вальс

Хороший, веселый,

Смеётся, танцует, кружится

В танце веселится душа.

Чудеса!

Вальс

Прекрасный, мелодичный,

Тревожит, волнует, кружит,

Вальс уносит в небеса.

Волшебство!

Песня

Веселая, мелодичная,

Помогает, радует, учит,

Песня – наш верный друг.

Жизнь!

Песня

Красивая, душевная,

Поможет, успокоит, настроит.

Я очень люблю петь.

Радость!

Романс

Тихий, добрый,

Успокаивает, привлекает, завораживает.

Лекарство от душевной боли

Сердце!

Романс

Трогательный, нежный,

Понимать, исполнять, слушать, чувствовать.

Романс открывает душу человека.

Любовь!

Облако слов

Облако слов — это визуальное представление списка категорий (ключевых слов), важность которых обозначается размером шрифта или цветом; такое представление удобно для быстрого восприятия наиболее известных терминов и для распределения терминов по популярности относительно друг друга.

Аргументы в пользу использования данного метода на уроке музыки:

  • Цветное облако из слов приковывает взгляд и заставляет ученика сосредоточиться на предлагаемом учебном материале;
  • Облако содержит в себе, как визуальную информацию (например, форма облака), так и смысловую нагрузку – сам текст;
  • Облако слов лучше запоминается, а также понятно для каждого;
  • При такой подаче ученику можно донести больше информации на том же пространстве, при этом каждый сможет почерпнуть что-то важное для себя.

Облако слов педагог может использовать на любом этапе урока:

  • актуализации знаний;
  • работы над новым материалом;
  • на этапе рефлексии;
  • в качестве творческого домашнего задания.

Начать работу с «облаком слов» целесообразно с объяснения того, что такое «облако слов» в понятных для детей терминах. Например, «облако слов» – это множество признаков, характерных для определённого понятия, объединённых общим образом (формой) и привести несколько простых примеров.

Например, в этом «облаке» спрятана весна. Форма этого «облака» — цветок, так как именно весной распускаются первые цветы. А слова, спрятанные в «облаке», описывают это время года»…

«…Как вы думаете, что изображено на слайде? Почему вы так решили? А какую форму имеет облако? А почему выбрана именно эта форма?»

На уроке музыки облако слов можно использовать как план рассказа, или, например, сделать облако слов из текста знакомой песни и предложить ученикам восстановить оригинал:

(Строки из песни «Хоровые забавы»)

«Облако слов», составленное к обобщающему уроку по теме «Мюзикл»

Обобщающий урок по теме: «Путешествие в музыкальный театр оперы и балета»:

Средства музыкальной выразительности:

Инструменты симфонического оркестра:

Создать «Облако слов» можно с помощью следующих сервисов:

  • http://www.tagxedo.com
  • http://worditout.com/
  • http://tagul.com/
  • http://www.wordle.net
  • http://www.imagechef.com/

Наличие разнообразных методов даёт возможность делать уроки нестандартными, непохожими друг на друга.

Технология критического мышления – это не критика, не негативность суждений, а разумное рассмотрение разнообразия подходов, способность ставить новые вопросы и анализировать информацию, а также умение применять полученные результаты к стандартным и нестандартным ситуациям.

Применение технологии критического мышления на уроках музыки способствует:

  • активизации мышления, повышает мотивацию;
  • самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности;
  • взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки;

  • учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение;
  • заставляет учеников думать.

Навыки критического мышления нужны, чтобы обеспечить понимание между людьми, умения принимать различные взгляды на мир, способствовать самореализации личности учащихся. Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.

Start a Conversation

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *