Предмет: Музыка
Класс: 5
Базовый учебник: «Музыка» 5 класс (Науменко Т.И. Алеев В.В.)
Тема урока: «Другая жизнь песни»
Цель урока: Знакомство с новым вокальным жанром романса в сравнении с песней.
Задачи урока:
- способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к музыкальному произведению на основе понимания его интонационной природы; формулировать своё отношение к изучаемому произведению;
- развивать вокальные и исполнительские способности, способствовать формированию певческих навыков на примере исполнения романса, выявить исполнительские особенности романса;
- содействовать осознанному пониманию термина «романс».
Тип урока: Комбинированный
Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебник Науменко Т.И. Алеев В.В. «Музыка» для 5 класса, фонохрестоматия музыкального материала 5 класс, раздаточный материал с текстом романса М.И.Глинки «Жаворонок».
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | 1 | Организационный момент | Приветствует обучающихся | Отвечают на музыкальное приветствие учителя | Р, К | 2 | Постановка цели урока | Создание проблемной ситуации: детям предлагается прослушать новое музыкальное произведение и постараться определить жанр. Звучит романс М.И.Глинки «Жаворонок» | Слушают, отвечают на вопрос. Предполагаемый ответ – песня | П, Р | 3 | Актуализация знаний | Учитель предлагает сравнить новое произведение с уже знакомыми песнями | Сравнивают, находят общие и отличительные черты, приходят к выводу, что жанр нового произведения отличается от песни и им еще не знаком. Вместе с учителем формулируют цель урока: «Знакомство с новым вокальным жанром в сравнении с песней» | Р, К | 4 | Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала | Знакомит с новым вокальным жанром романса, историей его возникновения. Просмотр видеофрагмента. | Отмечают особенности исполнения романса (сольное), глубину содержания, связь стихов и аккомпанемента (аккомпанемент очень выразительный, поддерживает текст) | П | 5 | Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений | Предлагает разучить и исполнить романс по алгоритму разучивания песни | Разучивают, исполняют, отмечают сложность вокальной партии романса в сравнении с песенной вокальной партией | Р, К, Л | 6 | Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков | Предлагает ансамблевое и сольное исполнение романса (по желанию детей) | Исполняют, обсуждают исполнение, решают, какое исполнение более сложное – ансамблевое или сольное | Л, К | 7 | Динамическая пауза | Предлагает продирижировать романс вместе с детьми (пластическое интонирование) | Дирижируют, стараясь жестами наиболее точно передать зарактер музыки | К, Л | 8 | Обобщение усвоенного материала и включение его в систему ранее усвоенных знаний и УУД | Знакомит с романсом «Жаворонок» в переложении М.А.Балакирева. Задание детям: постарайтесь в новом музыкальном произведении выделить характерные черты романса | Слушают, мысленно пропевают, подставляя слова к мелодии (текст романса перед ними). Отмечают черты, свойственные жанру романса: напевность, глубина содержания | П, Л | 9 | Рефлексия деятельности | Вопрос обучающимся: что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Понравилось ли вам исполнять романс? Какое исполнение понравилось больше – сольное или хоровое? |
Отмечают сходство и отличие нового жанра романса и уже известного – песни (сходство – оба жанра вокальные). Исполнять романс легче и увереннее хором, но сольное исполение более красивое, выразительное, потому что именно через сольное исполнение лучше раскрываются чувства, настроение, личность человека. Таким образом, цель урока достигнута – это и есть отличительные черты романса: более тонка передача чувств, настроений, характеров | Л, К, Р | 10 | Контроль над процессом и результатом учебной деятельности | На сегодняшнем уроке прозвучало несколько сольных исполнений романса.… Какое из них, по-вашему, достойно исполнению на сцене? | Дети отмечают лучших исполнителей, а также высказывают свое личное мнение, кому понравилось исполнять романсы, хоть и не очень хорошо получилось | Л |